ПОГРУЗКА НА РЕЖИМЕ ВИСЕНИЯ
Погрузка грузов или людей на режиме висения производится при помощи лебедок, котопые на вертолетах устанавливаются двух типов — с механическим или электрическим приводом. Лебедки с электрическим приводом более
удобны, так как освобождают экипаж от значительных затрат физических усилий по подъему груза.
Перед выполнением погрузки на режиме висения предварительно проверяются и подготавливаются к работе грузоподъемные устройства.
Сама погрузка осуществляется следующим образом: лебедкой выпускается на нужную длину трос с крюком (или спасательный пояс), который зацепляют за трос, обмотанный вокруг груза, затем включают лебедку и поднимают груз на борт вертолета.
При спасательных работах следует иметь в виду следующее. На одновинтовых вертолетах, у которых грузо — подъемные устройства (стрела для подъема людей и грузов, веревочная лестница) расположены далеко позади оси несущего винта, при погрузке на режиме висения возможен выход центровки за предельно допустимую заднюю величину, и вследствие этого падение вертолета на хвост. Это может произойти, например, когда несколько человек одновременно повиснут на веревочной лестнице и спасательном поясе. Так, при проведении спасательных операций на вертолете Ми-4, если он имеет полную заправку топливом, одновременное повисание трех и более человек на веревочной лестнице или спасательном поясе приводит к тому, что центровка вертолета выходит за предельно допустимую заднюю величину и летчик не может удержать вертолет от падения на хвост даже при полностью отданной ручке управления от себя.
Чтобы центровка при проведении спасательных операций на режиме висения вертолета не выходила за допустимые величины, нужно оценить центровку вертолета перед началом подъема людей на его борт и исходя из этого определить, сколько человек одновременно может быть поднято. Поднятых людей в грузовой кабине размещать таким образом, чтобы при подъеме остальных центровка не выходила из допустимых пределов.